Главная

Напишите мне

Ф. БЕЛЕЛЮБСКИЙ

Конвергенция со знаком минус

Обмен мнениями об основных чертах нового геополитического положения нашей страны на страницах «Правды пять» начался 26 июля 1997 года дискуссией «Россия в глобальном экономическом шторме» и продолжен публикациями Т.В.Муранивского «Мировая экономическая «пирамида» может рухнуть в одночасье» (20 августа) и «Прогнозы начинают сбываться» (30 октября), а также А.А.Зиновьева «Запад и все остальное» (3 сентября). Сегодня мы вновь возвращаемся к этой проблеме.

Гвалт стоял необыкновенный. Спорщики старались перекричать друг друга. Даже удивительно: люди солидные, пожилые, а нервничают, горячатся, как дети. Но стоит ли так волноваться? Прислушаемся:

Капитализм никакой победы не одержал. Только направление реставрационного, или, как Ленин говорил, «попятного» развития пошло в его сторону, утверждал один.

Посмотри в окно. Какие дома, какие рестораны и казино, какие автомобили для немногих! Отчетливо виден класс «новых русских». Не надо и в статистику заглядывать. Произошла уже реставрация капитализма! отвечал другой. Вот так и прошумели целый вечер.

Настойчиво вслушивался в аргументы обоих в равной степени уважаемых мною оппонентов. Но трудно согласиться с каждым из них.

С одной стороны, мне очень близки обдуманные годами убеждения: сначала

в невозможности утверждения западного образа жизни на отчей земле, а потом, после практических упражнений по «модернизации» Отечества, в крахе нашей «домашней», «аборигенной» рыночной утопии... Неужто эти бесцветные люди, безликая серая биомасса, плесень, какую нам навязывает телевидение как «героев нашего времени», похожи на подлинных триумфаторов капитализма

каупервудов, ругон-маккаров, громовых, гордеевых, артамоновых, наконец? Ну разве похоже наше бытие на «правильный», классический буржуазный строй, каким он запомнился из ученых книжек или хотя бы из романов? Нет, не состоялась реставрация капитализма в России. Видно с первого взгляда.

Но, с другой стороны, жизнь-то преобразилась. Рухнул старый строй, существовавший 74 года. Правильно отметил Владлен Логинов 23 сентября на страницах «Правды пять»: «Мы живем в новой России». Перемены и внутренние, и внешние на самом деле, не на словах, очень велики. Только понять их с помощью привычных фраз невозможно. Торжествующий догматизм в течение десятилетий воспитывал в массовом сознании привычку пренебрегать социальной реальностью. Творческий поиск сводился тогда к «узнаванию», к привычке классифицировать новые факты путем приклеивания на них мизерного количества старых, может и неплохих, «ярлыков». Для нашей современности подходящего «ярлыка» не находится.

Вспомним, что Россия далеко не первая страна, устремившаяся в «семью цивилизованных народов» (попросту говоря, ставшая частью мирового рынка). Московский профессор Марат Чешков построил своего рода «типовую схему», то есть нормативный порядок включения любого социума, любого общества в глобальную капиталистическую систему. Он выделил три этапа: 1) распад старых структур; 2) приспособление к новой реальности; 3) создание качественно новой социальной организации. Сравним их с нашим опытом:

«Распад»? Уже есть. Не о чем говорить.

«Приспособление (адаптация)»? Есть, конечно. Все эти СП, АО (со скрытым и открытым иностранным участием), все они поворачивают свои лепестки, тычинки и пестики к лучам буржуазного Молоха. И все тянутся «за бугор», туда, где (им кажется) теплее. Развалить Советский Союз совсем непростое и не каждому доступное занятие. Потому появляются, по определению Чешкова, «субъекты распада», «субъекты адаптации» неординарные личности, взвалившие на себя столь тяжкое, но и доходное бремя.

«Создание новой социальной организации»? Конечно же, она возникла. Суть спора и состоит в определении ее изменившегося содержания.

Да только сначала нужно уяснить себе и требования, которые предъявляет «семья цивилизованных народов» к тем, кто набивается им в новоявленные родственники. Еще в 1984 году, когда и перестройка не началась, наш востоковед Лев Рейснер (племянник Ларисы Рейснер) писал:

«Там, где преобладает международный капитал в своем универсальном качестве, имеющий в виде поля деятельности не локальное, а всемирное историческое пространство, на передний план выходит не функции концентрации, а диффузия накопления и замедление формирования буржуазных отношений». Вот чем, оказывается, занят международный капитал. Он замедляет развитие буржуазии в зоне зависимого капитализма, в его застойной, стагнационной сфере. Первоначальное капиталистическое накопление завершилось там, в капиталистической метрополии в США, Европе, Японии.

Другой буржуазии африканской, российской, азиатской, латиноамериканской ей, метрополии, не надо. Конкуренты не нужны. Ничтожество российского капитализма, оказывается, заложено по определению проектом его опаздывающего созидания и потому догоняющего развития. Капитализм преобразует мир, но не по своему образу и подобию, а так, как ему выгодно.

А выгодно ему новое глобальное разделение труда. Поэтому и многоукладность в зоне зависимого капитализма сложилась (определил африканист Владимир Крылов) «не как результат естественной эволюции социально-экономической структуры местных обществ, а как деформированное отражение мирового капиталистического хозяйства во внутренней структуре стран Азии, Африки и Латинской Америки». Ну какой же при таком повороте дела у нас может быть «реставрирован» капитализм? Именно такой, какой получили, посреднический («компрадорский»), кособокий, кривоногий. И ему, убогому, не нужен наш отечественный технический прогресс. «Семья цивилизованных народов» уже поставила российскому капиталу миску ароматного собачьего корма «чаппи» у своего крыльца.

В соответствии со структурообразующим давлением метрополии деформируется и политическая система России. Из лекций отца Льва Рейснера, Игоря Михайловича, еще на студенческой скамье я твердо запомнил: колонизаторы уже в XVIII—XIX веках сохраняли, культивировали деспотические, архаичные режимы, взявшие на себя защиту интересов мирового капитализма, династии Каджаров (в Иране), Цин (в Китае), Оттоманов (в Турции), раджей и султанов (в Индии). Тогда оказалось, что содержать компрадоров дешевле, чем располагать гарнизоны собственной армии. И сейчас по-прежнему выгоднее кормить марионеточных президентов чем вводить хоть свои войска, хоть «голубые каски». И сейчас во многом поэтому возникают разговоры о монархии и диктатуре, бонапартах и Пиночетах, всякая навязчивая архаизация нашего общества (вроде воссоздания сословий).

Итак, нынешняя «вторая заря российского капитализма» вовсе не тождественна «первой заре российского капитализма», не совпадает с формационными характеристиками нашей страны рубежа XIX—XX веков. Поэтому не произошла у нас «реставрация» буржуазии в николаевском мундире, с орлами на парадных погонах и на пуговицах.

Нынче к нам пришел иной капитализм. Он изменяет, ломает нашу действительность. Но это не «броуновское движение», не какой-то непонятный хаос, «кисель», а вполне логичный и предсказуемый процесс. Мы неожиданно, стремглав рухнули, провалились, как в овраг, прикрытый мелколесьем, в зону империалистической периферии. Занятая ею часть планеты обычно именуется «третьим миром» (в отличие и от прежних «сверхдержав» США и СССР «первого мира», и от развитых капиталистических стран«второго мира»). «Третий мир» (Южная Америка, Африка, большая часть Азии) самый большой, густонаселенный район. Его Александр Зиновьев назвал «Не-Западом». Этот регион обречен на то, чтобы всегда остаться хоть «третьим», хоть «вторым», но никогда не «первым» миром. И мы туда, в «Не-Запад», из «первого мира» в «третий мир», стремимся изо всех сил, срывая дыхание, пренебрегая жертвами (не образными настоящими), воображая, будто на самом деле движемся на Запад.

Есть, конечно, и специфика. Мы слишком великая страна, чтобы просто стать очередной «африкой» или «латинской америкой», заурядным рынком сырья и сбыта заморских бус, тряпья и сивухи с красивыми этикетками. Нет, все дело сложнее. Объектом колониальной агрессии, эксплуатации, последующего разгрома становится прежде всего интеллектуальный потенциал нашей страны наше основное богатство, не сравнимое ни с нефтью, ни с алмазами. Происходит расхищение наших открытий, наших изобретений и технологий, каких не было никогда ни в Йемене, ни в Перу, ни в Анголе. Наш промышленный потенциал не будет разрушен до африканского уровня. Только его перестроят для нужд нестабильной метрополии, прежде всего для производства экологически опасной (для людей и окружающей среды) продукции (черная и цветная металлургия, каучук, «большая» химия). Нас ждет расцвет «отверточных», сборочных технологий. Приоритетными у нас станут трудоёмкие, энергозатратные, ресурсопоглощающие  производства. Уже началось «откочевывание» вредных производств в Бразилию, Мексику, Южную Корею. А мы чем хуже? Наоборот, лучше: рабочие руки не дороже, «головы» грамотнее, а ресурсывообще за бесценок. Россия стала величайшим резервом в преодолении собственных внутренних бед империализма, Закономерности нашего вхождения в систему мирового рынка в качестве именно неполноправного, зависимого партнера позволяют предсказывать демонтаж наукоемких, высокотехнологичных производств, разгром наших регулярного (высшего и среднего) образования, науки, здравоохранения, системы социальной защиты и в конечном счете крах нашей традиционной цивилизации и культуры.

Никакой «конвергенции» совмещения положительных сторон и капитализма, и социализма не произошло. Состоялся односторонний слом, разгром общественных отношений, господствовавших у нас до 1991 года. Ошиблись и Андрей Дмитриевич Сахаров, и великий сын народа коми, американский профессор Питирим Александрович Сорокин, разработавшие утопию «конвергенции». Жизнь оказалась страшнее. Произошла на самом деле «конвергенция со знаком минус». Соединились худшие черты капитализма и социализма.

Не произошло и «модернизации». Не к цивилизованному рынку, где все продавцы в белых фартуках, мы пришли. А наоборот забрели в стародавнее диколесье, где в прогнившем, трухлявом буреломе водятся лешие и русалки, а нестройная дружина наших рублей попросту задохнулась от смрада. Вот они и валяются вповалку на неведомых дорожках, еле дышат. Где ж им, рублям, под гнетом победоносного бартера выполнять функции всеобщего эквивалента стоимости? Они не могут стать сейчас ни средством платежа, ни сокровищем. Происходит натурализация нашей экономики, а вовсе не праздничный рыночный карнавал.

В кратчайший срок разрушены связи между регионами, между городом и деревней. Рухнул рынок труда. Задержали выплату свыше 50 триллионов рублей заработной платы и пенсий (теперь задолженность «уменьшилась» до 9,6 триллиона). Люди бесплатно работают не благодаря коммунистическому энтузиазму, а просто по привычке. И этоне все. Никакая статистика не учитывает убытков трудящихся, вынужденных торговать своей продукцией: часами, постельным бельем, посудой и тому подобным. На плечи работника возлагаются косвенные расходы на хранение, перевозку и сбыт товаров. Явочным порядком осуществляется теория господина Святослава Федорова: работник наконец-то становится хозяином продуктов своего труда. Это же найм не социалистический и не капиталистический, а средневековый. Может быть, мы дождемся того исторического часа, когда жители Нижнего Тагила получат наконец-то компенсацию за свой труд танками, свердловчане гаубицами, а ижевцы, туляки и ковровцы автоматами и  пулеметами? Вот тут и будет, что ли,  апофеоз рынка?

Удивляют люди, упрекающие правительство в нелепости и бессмысленности проводимых им преобразований.

Не те реформы нам подсунули,не раз говорили мне.

Какие надо реформы, такие и подсунули, отвечаю всегда. Проводимые у нас преобразования вовсе не бессмысленные, а очень даже содержательные. Только не надо их называть «реформами» или «экспериментами». И то, и другое завершилось в августе 1991 года. Затем началась «социальная революция сверху»: демонтаж прежнего строя и построение принципиально нового общества. Вот только новые люди, новый мир не похожи на «школьный» образ капитализма. Вот и спорят: есть уже он, капитализм, или нет?

Происходящая у нас мнимая модернизация закрепляет навечно наше убожество, нашу нищету. «Реформы» не оставляют никаких надежд многотерпеливым народам нашей страны, если они не будут бороться за свои интересы и права.

Не зря, оказывается, кричали до хрипоты мои друзья. Птица-тройка всеми четырьмя колесами надолго завязла в липучей и зловонной колониальной трясине.

«Правда пять» №182(390), 04.11.97 г.



Хостинг от uCoz